Брокеры захватят магазины

Крупные торговые сети тестируют оформление POS-кредитов с привлечением брокеров. Эксперты считают, что в условиях падения продаж и ужесточения условий кредитования такое взаимодействие банков и ритейлеров на текущий момент оптимально.

Крупные торговые сети производят тестирование оформления POS-кредитов с привлечением брокеров. В нынешних условиях падения продаж и ужесточения условий кредитования данное взаимодействие банков и ритейлеров оптимально.

В данный момент участилось сотрудничество наиболее крупных российских сетей бытовой техники и электроники с кредитными брокерами. Несколькими неделями ранее «М.Видео» и «Эльдорадо» было объявлено о тестировании системы POS-кредитов через специальные посреднические организации. С июня вместо нескольких сотрудников разных банков с клиентами работает один кредитный брокер, который отвечает за заполнение заявки и отправление ее в несколько партнерских кредитных организаций. Названия компаний, которые занимаются выдачей кредитов, торговые сети не раскроют до подведения первых итогов стартового проекта.

Доходный дуэт

Сейчас в РФ работает более 3 тысяч организаций, которые оказывают услуги кредитного брокериджа. Но основными и глобальными игроками рынка в POS-кредитовании являются компании «Финансовое агентство», «Кредитный отдел» и «Директ Кредит». Каждый из них использует собственные приемы работы с партнерами и клиентами.

Следует отметить, что впервые (5 лет назад) кредитный брокеридж стали использовать ритейлеры, по причине невозможноси размещения всех представителей партнерских банков. В роли кредитных брокеров были задействованы сами сотрудники салонов связи.

Два года назад торговая сеть электроники «Медиа Маркт» заключила соглашение с «Финансовым агентством». В начале посредническая организация предлагала кредиты трех банков, а на данный момент расширила количество партнеров до 6, среди которых присутствуют «Альфа Банк», «Ренессанс Кредит», «Лето Банк» и другие основные игроки розничного кредитования.

По мнению Сергея Черемисина, коммерческого директора «Медиа Маркт», схема содействия с брокером была выбрана целенаправленно. За счет данной схемы было увеличено количество одобренных кредитов, и, соответственно, возрос доход сети. Данная схема показала свою эффективность.

Если к «Медиа Маркт» добавятся «М.Видео» и «Эльдорадо», можно будет думать о глобализации POS-кредитования в российских торговых сетях электроники. Следует отметить, что эти три ритейлера занимают более половины рынка. В них объем продаж товара в кредит составляет около 100 млрд рублей.

Оптимизация как антикризисный метод

По словам Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», смена своих сотрудников в торговых сетях на кредитных брокеров является одним из трендов текущей оптимизации издержек в банковском секторе вместе с сокращением филиалов, сделками M&А, концентрацией на комиссионном рынке и ужесточением условий при выдаче займов.

Игроки рынка также признаются в выгодности работы в торговых сетях. Александр Антоненко, заместитель председателя правления ХКФ-банка полагает, что комиссия брокеру куда меньше затрат на присутствие представителя банка. Евгений Лапин, старший вице-президент по развитию банка «Ренессанс Кредит» отмечает, что для кредитных организаций работа с брокерами является возможностью сокращения расходов на свой персонал в торговых точках партнеров. К данной схеме сотрудничества банки и партнеры будут прибегать чаще.

По мнению заместителя правления ОТП-банка Александра Васильева, в скором времени POS-кредитование не перейдет полностью на работу через брокеров, во многом за счет корпоративных правил самих ритейлеров. Пока еще не все сети работают по брокерской сети – большинство из них все так же придерживается взаимодействия с сотрудниками банка, некоторые же предлагают работу с брокером как один из возможных вариантов сотрудничества.

По мнению Ивана Шарова, гендиректора компании «Финансовое агентство», очевидным решением на данный момент является снижение текущих издержек: сокращение количества офисов и представительств, оптимизация структуры персонала, концентрирование на стратегических и доходных направления кредитования. Особенную актуальность сейчас приобретает деятельность кредитных брокеров, берущих на себя затраты на содержание сети продаж и снижающих стоимость реализации своих продуктов для банков, при этом позволяющих клиентам получать более обширную картину по кредитным предложениям. Главное отличие от традиционной системы - в возможности изменения фиксированных затрат на персонал в сторону переменных затрат брокера. По большому счету, это узкая специализация компании, приводящая к сокращению затрат всех участников процесса. В конечном итоге банк переводит долю своего бизнеса на своеобразный аутсорсинг и сосредотачивается на других направлениях деятельности для увеличения эффективности и роста доходов.

Не только оценка кредитоспособности

Но, у кредитного брокерджа есть и слабые стороны. Александр Антоненко полагает, что риски аффилированности брокера с конкретным банком имеют место быть. В данном случае брокер в первую очередь отдает заявку партнерскому банку, от которого может получить лишний процент. И только потом, в случае отказа, заявка будет передана в другие организации.

По словам Антона Сороко, данный риск можно обходить, если заранее прописать в договоре, заключенном с брокером, четкие условия. Низкая квалификация брокера в данный момент уже не играет такой важной роли из-за повсеместного внедрения банками скоринговых систем оценки заемщиков. Данные системы почти не оставляют просторы на субъективизма.

Иван Шаров полагает, что перспектива развития рынка кредитного брокерства на данный момент огромная. Если взять в пример европейские страны, можно видеть преобладание брокерских услуг в качестве инструмента банков для взаимодействия с клиентами. Затратная часть бюджета брокера невелика, следовательно, повысится доходная часть. Появится возможность открыть дополнительные услуги, к примеру, по страхованию, выпискам из бюро и так далее.