Рассказ Сбербанка о работе с малым бизнесом

Андрей Шаров, вице-президент Сбербанка по малому бизнесу, рассказал о работе госбанка с сегментом МСБ. По словам Шарова, с начала года банком было выдано кредитов на общую сумму в 101 млрд рублей (что меньше по сравнению с предыдущим годом). При этом есть значительное увеличение количества клиентов. Если брать в расчет продуктовую линейку, более половины кредитного портфеля Сбербанка составляют оборотные кредиты. Таким образом, малое предпринимательство откладывает инвестиционные решения, что является серьезным вызовом как для банка, так и для экономики. Шаров также рассказал о новом продукте «Бизнес-контракт», который является кредитование предприятий малого бизнеса под контракт с крупными компаниями, которые имеют кредитный рейтинг в Сбербанке. Потенциал данного ранка Сбербанк оценивает в триллионы рублей.

В данный момент Сбербанк аккредитован для участия в программе льготного кредитования МСБ – в настоящее время он собирает все необходимые документы. Запуск программы планируется в начале августа. Вице-президент Сбербанка отметил, что Центробанк предоставляет банкам льготные деньги на 3 года, устанавливая ограничения по разнице между ценой и себестоимостью (объем программы – до 50 млрд рублей). Если говорить о сервисах для малого бизнеса, развиваемых Сбербанком, существуют зоны развития, которым уделяется особое внимание со стороны финорганизации. Обучение предпринимателей является одной из зон развития: с начала года 40 тысяч бизнесменов прошли программы Сбербанка. По уточнению Шарова, кредитное учреждение считает образование возможностью снижения рисков как для банка, так и для предпринимателя, ведь можно брать залоги, искать поручителей, а также можно обучить человека, который будет грамотно вести бизнес. В данный момент совместно с Федеральной налоговой службой готовится онлайн-сервис регистрации юридических лиц. С помощью сервиса можно будет провести регистрацию компанию, не выходя из дома. Работа также ведется и над дистанционным открытием счета. При поддержке правительства проект может быть реализован уже в 2016 году.

По мнению Шарова, наиболее успешными сегментами малого бизнеса на фоне кризиса являются предприятия, переориентированные с импорта на поставки российских продуктов. Обратная ситуация с занимающимися импортом, ведь в результате ослабления рубля снизилась покупательная способность граждан. Также успешными являются предприятия, занимающиеся оказанием услуг в нижнем и среднем ценовом сегменте. И наоборот, проблемы возникли у предприятий высокой ценовой категории. В условиях кризиса хорошо продаются хлебобулочные изделия, также имеют успех малые компании, которые занимаются строительством и сельским хозяйством.