Щиты малому бизнесу

Советом при президенте РФ был одобрен законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о введении порядка проведения торгов по наружной рекламе. Предлагается отдавать не менее 20% мест под рекламу для малого и среднего бизнеса. Максимальная цена на подобных торгах не должна превышать 400 тысяч рублей в расчете на одну конструкцию. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, где размер ограничения составляет 800 тысяч рублей.

По словам Татьяны Никитиной, одного из участников заседания совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Совет при президенте РФ одобрил поправки к закону «О рекламе» и Кодексу об административных правонарушениях. Данные поправки были разработаны ФАСом еще в конце 2013 года по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Год назад поправки были внесены в правительство, после этого снова поступив в ФАС. В документе предлагается закрепить за средним и малым бизнесом не менее 20% рекламных мест, выставленных на торги. К малому и среднему бизнесу относятся компании с численностью не более 100 и 250 человек и выручкой 400 млн и 1 млрд рублей без НДС за прошлый календарный год.

Ольга Плешанова, руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» полагает, что участники совета вынесли позитивное заключение на законопроект, при этом увидев несколько недочетов. Например, у мелких операторов, которые получили конструкции на льготных условиях, появилась возможность продать бизнес компаниям, работающим как филиалы крупных операторов, при этом монетизируя меры государственной поддержки.

Из последней версии законопроекта следует, что максимальная стартовая цена для малых компаний может составить 400 тыс. рублей за конструкцию в год. Исключения составляют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, в которых стартовая цена может составлять 800 тыс. рублей. В 2013 году на первой серии московских аукционов мэрия начинала торги щитами от 40 тыс. рублей в месяц, что составляет 480 тыс. рублей в год. В ходе аукциона цена многократно менялась операторами. По итогам тех торгов, стоимость за одну рекламную конструкцию самого популярного формата 3х6 составила 1,6 млрд рублей. Сама стоимость конструкции с установкой составляет 150 тыс. рублей. В Москве конструкции на аукционах получили 7 компаний, которые обязались выплатить столице 75 млрд рублей за 10 лет. В некоторых крупных городах, например, в Санкт-Петербурге, Омске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге торги еще не проходили.

Теперь единственным ограничением монополизма, после отмены 35% ограничения доли рынка для продавцов наружной рекламы, может стать квота в 20%. После согласования законопроекта с другими ведомствами, он будет повторно внесен в правительство вместе с заключением президентского совета. ФАС рассчитывает на поступления законопроекты уже в этом году. Минэкономике же, после проведения оценки регулирующего воздействия, дано отрицательное заключение.

По мнению Дмитрия Дюмина, гендиректора рекламного оператора «Вера Олимп», польза законопроекта для малого бизнеса колоссальна, так как появится возможность рекламы своей продукции без покупки рекламы у операторов. Но есть и обратная сторона – при закупках малыми предприятиями щитов по заниженной цене с последующей перепродажей по более высокой рынку будет нанесен вред. Главное понять, как данная модель будет работать в равнении с другими городами, ведь у Москвы подходы к формированию бюджета свои, а также высокая конкурентная среда.