Брокеры заменят кредитных менеджеров в магазинах

Из-за падения продаж и ужесточения условий кредитования торговые сети налаживают сотрудничество с банками. Постепенно пятерых-семерых сотрудников банков, присутствующих в магазинах, заменяют на одного представителя кредитного брокера. Планируется повышение одобряемых кредитов и снижение расходов на персонал. Но присутствуют и ощутимые риски.

В сетях «М-Видео» и «Эльдорадо» сейчас проходят тестирования по выдаче кредитов через брокеров. Проекты продлятся несколько месяцев. Названия компаний, которые занимаются выдачей кредитов, пока не раскрывают.

Централизация функций оформления кредитов не новая тенденция - «Евросеть» и «Связной» уже несколько лет используют этот метод. Торговая сеть «Медиа Маркт» идет по такому же пути, работая с кредитным брокером «Финансовое агентство». «Модель взаимодействия с банками, которую выбрал наш партнер, Media Markt, подтверждает свою эффективность, – комментирует Иван Шаров, генеральный директор компании «Финансовое Агентство», - в первую очередь, в непростые для рынка времена».

- Рентабельность банковского бизнеса снижается, - продолжает Иван Шаров, - крупные игроки вынуждены искать возможности для оптимизации собственных постоянных издержек, в чем, безусловно, мы готовы им помочь. О масштабах могут сказать сухие цифры – мы полностью обеспечиваем оказание финансовых услуг во всех магазинах в 34 городах России, это около 320 сотрудников и более 15% рынка бытовой техники и электроники.

Можно сказать, что с переходом на брокерскую систему кредитования «М-Видео» и «Эльдорадо» заканчивается век бумажных POS-кредитов (кредит, оформленный в торговой точке представителем банка, в одной торговой точке могут быть представители нескольких различных банков). В текущей ситуации присутствие представителей банков никому не интересно, ни банку, ни сетям – это повышенные издержки на персонал и эксплуатацию. По мнению Александра Антоненко, зампреда правления ХКФ-банка, комиссия, которую платят брокеру, меньше затрат, которые уходят на представителя банка. Для сравнения, комиссия брокеру составляет 1-5 процентов от выданных кредитов, тогда как затраты на персонал - около 9 процентов. По словам представителя «М-Видео», работа через брокеров сокращает время рассмотрения заявки, а это намного удобнее и для клиентов, и для банков.

К сожалению, новая система имеет и минусы. По словам Александра Антоненко, во-первых, может снизиться качество кредитов. Во-вторых, возможно продвижение какого-то определенного банка, с которым связан брокер. Как пример – «Эльдорадо» и его сотрудничество с ХКФ банком. Но конфликтов не должно возникать, так как договоренность по количеству заявок между банками должна быть расписана заранее.

По мнению г-на Шарова эти минусы могут быть решены грамотным выбором брокера: «Эффективные критерии отбора брокера: прозрачности в работе, независимости от какого-либо банка – но самый важный, по моему мнению: брокер должен предлагать готовое решение, как для банков, так и для сети. Речь идет о полноценном комплексе услуг, круг которых не ограничен только потребительским кредитованием. Это и дополнительные сервисы, и платежные инструменты – все то, что может максимизировать удобство для клиента и сделать торговую сеть еще более конкурентоспособной».