НБКИ обнародовало информацию о сокращении объемов выдачи кредитных карт на 40 %

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков предоставил информацию, согласно которой в январе текущего года в бюро поступило 400 тысяч записей по выдаче кредитных карт. В январе предыдущего года данных по карточным кредитам было на 40 % больше – 650 тысяч.

На снижение выдачи кредитных карт особенно повлияло ужесточение условий оформления кредитов. Так как это один из самых необеспеченных и наиболее рисковых видов кредитования, банки стараются снизить долю таких займов в своем кредитном портфеле. Поэтому в феврале ожидается дальнейшее снижение на карточном рынке.

Большинство банков сокращают выдачу кредитных карт до круга зарплатных клиентов, либо до избранных заемщиков, которые ранее оформляли в банке потребительские кредиты. Ставки по кредитным картам значительно выросли: их диапазон по банкам от 25,9 % до 33,9 %.

Также на приостановку выдачи кредитных карт влияет нестабильность ключевой ставки. Пока сохраняется вероятность ее увеличения, выдавать карты под фиксированную ставку банки не рискуют. Лидеры рынка карточного кредитования (Сбербанк – 29,8 %, Альфа-банк и ТКС-банк – по 7 %,ВТБ24 – 6,9 %) снижают риск за счет сокращение кредитных лимитов по уже выпущенным картам.

Прогнозы в этой сфере различны: ЦБ ожидает оживление карточного кредитования к концу февраля, игроки рынка – не ранее лета 2015 года.

Комментирует ситуацию и дает прогноз Иван Шаров, Генеральный Директор брокерской компании «Финансовое агентство»: «Выдача кредитных карт действительно была одним из ключевых направлений банковской розницы в предыдущие годы. И если у части банков на этом была построена вся бизнес-модель – как, например, у Тинкофф Банк, то для классических розничных банков кредитные карты были дополнительной возможностью быть с Клиентом всегда «на связи».

Как это работает: если при выдаче потребительского кредита (т.е. кредита на получение конкретного товара в торговой сети) или нецелевого кредита наличными клиент получает денежные средства разово и далее просто погашает свою задолженность, то в ситуации с револьверными кредитными картами банк видит покупки клиента, его затраты на регулярной основе. А это, в свою очередь, может послужить поводом для дополнительного общения с Клиентом: новых удобных сервисов, услуг, предложений от партнеров.

К сожалению, риски по кредитным картам на текущий момент являются одними из самых высоких наряду с кредитами наличными. Отчасти это связано с тем, что значительная часть клиентов до сих пор не пользуются продуктом по назначению – с кредитных карт разово снимаются денежные средства в критических ситуациях «до зарплаты».
Дополнительным фактором явилось и прежнее агрессивное предложение подобных кредитных продуктов: карты массово выдавались по паспорту, уровень одобрения по ним был достаточно высок. Естественно, такой подход имел обратную сторону – большое количество недобросовестных заемщиков, что сейчас выливается в растущий уровень просрочки.

Ожидать «оттепели» на рынке кредитных карт, с одной стороны, не приходится – банки более взвешенно стали подходить к вопросу отбора клиентов при рассмотрении заявок на кредитные продукты. Имеющаяся стоимость риска делает менее выгодным направление кредитных карт, например, по сравнению с потребительским кредитованием. С другой стороны, в погоне за качественным клиентом может быть очень полезен инструмент, показывающий поведение потребителя – такой, как кредитная карта».