Магазины стали меньше продавать в кредит, но кредитам быть

Продажи бытовой техники прогнозируемо снизились после праздничного сезона, однако, гораздо значительнее изменилась ситуация с долей кредитного оборота в общем портфеле продаж. Продавать в кредит стали меньше: в среднем мы видим 50% падение от уровней декабря 2014го и примерно 66% падение от января 2014го. Сейчас банки предпримут все возможные попытки, что бы замедлить падение и сохранить портфель.
- Текущее падение обусловлено рядом факторов, - комментирует Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство». В первую очередь, ажиотажный спрос перед новогодними праздниками, вызванный перепадами валютных курсов, вылился в массовую скупку техники за имеющуюся у населения рублевую наличность. Очевидно, что стандартный потребитель не обновляет бытовую технику и электронику (телевизор, стиральная машина) каждые два месяца. И максимальные продажи в декабре отразятся провалом продаж в последующие полгода.
- Во-вторых, - продолжает Иван, после изменения ключевой ставки ЦБ банки пересмотрели свои модели доходности, что отразилось в снижении объемов дешевых кредитов и в росте доли высокомаржинальных продуктов в портфеле. При этом качество заемщиков ожидаемо не улучшается, что снижает общий уровень одобрения в торговых сетях. Большинство граждан сейчас отказываются от возможности взять в кредит товар, предпочитая не возлагать на себя дополнительные финансовые обязательства. Когда как по аналитике банков в кризис берут в долг лучшие заемщики – те, кто берут, стабильно отдают, без нарушения графиков платежей.
Но не стоит драматизировать - потребительское кредитование продолжает оставаться основным каналом привлечения новых клиентов, особенно на фоне выраженных проблем в розничном бизнесе. Поэтому, несмотря на возможный пересмотр плановых показателей по объемам и доходности, банки будут вкладываться в потребительское кредитование, а оно, в свою, очередь будет основным драйвером роста на текущем, достаточно непредсказуемом и рисковом рынке.
По данным «Финансового Агентства» декабрь по показателям объема выданных кредитов был практически в полном соответствии с ноябрем (т.е. роста принципиально не произошло) – это связано с изменениями на банковском рынке, которые произошли 16 декабря. Сейчас стоит ждать расширения активности банков в поиске каналов привлечения платежеспособных заемщиков. За счет активных маркетинговых и кредитных акций падение в первом квартале 2015 года может замедлиться и составит не более 50% от объема декабря.
По данным агентства «Слияний и Поглощений» объем кредитования физических лиц снизил темпы роста до 12,5% против 26,4% в 2013 году. Стоит отметить рост объема просроченных кредитов до 8,1% (к 1 декабря) против 5,8% в начале года. Динамика роста объема невозвратов по кредитам на фоне ухудшившейся экономической ситуации отразится на скоринговых и андеррайтинговых системах банков и приведет к ужесточению требований к заемщикам.