Франчайзинг в России: проблемы и пути решения

Одним из самых действенных механизмов для разрешения экономических сложностей в нашей стране является франчайзинг. Пожалуй, это единственный на сегодняшний день способ, позволяющий объединить преимущества малого и среднего бизнеса.

Что подразумевает франчайзинг?

Несмотря на то, что в экономической литературе терминология франчайзинга несколько разнится. В общем виде его определение можно сформулировать следующим образом: это форма предпринимательской деятельности, существующая на основе определенных соглашений, которые подразумевают возмездную передачу прав на ведение бизнеса от известной компании.

При этом франчайзи – сторона, которая становится партнером успешного проекта, способствует расширению рынка сбыта продукции предприятия или реализуемых организацией услуг.

В мировой практике данный способ масштабирования бизнеса используется давно, а в нашей стране интерес к нему впервые появился в 90-х годах ХХ века. Однако в то время франчайзингу не удалось развиться в полной мере и реализовать заложенный в нем потенциал.

Основные проблемы российского франчайзинга

Что помешало такому эффективному бизнес-инструменту стать востребованным?

Здесь существует ряд объективных причин:

  • Нестабильное развитие экономики в России. Особенности франчайзинга таковы, что для успешной реализации данных схем ведения бизнеса необходима достаточно предсказуемая экономическая ситуация;

  • Отсутствие у предпринимателей соответствующего количества денежных средств. Без достаточного капитала у потенциальных франчайзи просто не было возможности войти в партнерскую сеть;

  • Сложность получения кредитов;

  • Недостаточно сформированная организационно-правовая база.

Здесь стоит отметить, что франчайзинг в России не сможет развиваться эффективно без внесения изменений в законодательство страны. Необходимо добиться того, чтобы такая система действовала с применением максимально прозрачных механизмов.

Франшиза для малого бизнеса является отличным способом присоединиться к крупной компании, известной на рынке. Однако для того, чтобы данный механизм стабильно развивался и применялся более активно в нашей стране, необходимо создание специальных центров, в которых будет проводиться обучение и поддержка.

Франчайзинг в России: текущая ситуация

Однако уже сейчас многие российские предприниматели решают купить франшизу и работать под эгидой известного бренда. При этом они могут использовать все бизнес-процессы, которые предлагает им франчайзер и работать стабильно. Главная компания проводит начальное обучение и в дальнейшем всячески поддерживает партнера.

Кроме того, франчайзер определяет для своих партнеров тот срок, за который они смогут вернуть вложенные инвестиции. Так, франшиза с окупаемостью до полугода позволит максимально быстро выйти на рынок и получать прибыль.

Конечно, как и любое деловое предложение, франшиза имеет и свои отрицательные стороны. Так, ведя бизнес на условиях франчайзингового договора, предприниматель должен строго ему следовать, а значит, его деловая свобода будет ограничена.

Учитывая плюсы и минусы франчайзинга и понимая меру своей ответственности, франчайзи сможет вести бизнес успешно и развиваться в перспективной сфере без дополнительных затрат.

Что касается цены, то она различна. Стоимость франшизы складывается из нескольких важных факторов, таких как положение компании на рынке, ее значимые активы, количество партнеров, которые ведут свою деятельность успешно. Вступая в достаточно крупный проект, предприниматель может купить перспективную франшизу в Санкт-Петербурге, которая гарантирует высокий уровень дохода.
Определиться с наиболее выгодными предложениями в каждом конкретном случае потенциальному франчайзи поможет каталог франшиз, который представлен самыми разными предложениями.