Современный франчайзинг в России и за рубежом

Данная модель тиражирования и ведения проектов представляет собой в определенном смысле одну из форм интеграции крупного и малого бизнеса. Здесь стоит отметить, что франшиза для малого бизнеса – уникальный и эффективный инструмент для выхода на новый уровень деловой деятельности.

Современный франчайзинг – достаточно молодое для мировой экономики явление, хотя впервые оно стало разрабатываться еще в средневековье – как делегирование полномочий от государства выбранному кругу лиц.

Что представляет собой современный франчайзинг?

На западе такой экономический инструмент в своем современном виде появился в середине ХХ века, в то время как в нашей стране о нем стало известно лишь в конце 1990-х.

На сегодняшний день за рубежом развиваются следующие виды франшизы:

  • Привлечение дистрибьюторов, которым передается право продавать определенные товары, выпускаемые главной компанией (центры продажи автомобилей известных марок);

  • Предоставление лицензии торговой марки: к франчайзи переходит право использовать бренд и все разработки франчайзера (подобный бизнес реализуют узнаваемые спортивные компании);

  • Франшизы, функционирующие в бизнес-формате (франшизы популярных общепитов).

Помимо большого опыта, позволяющего учесть все особенности франчайзинга, функционирование на западе данного инструмента тиражирования бизнеса тщательно регулируется соответствующими законами.

Современный франчайзинг в России

Несмотря на то, что в последние годы развитие франчайзинга идет все более эффективно, на отечественном рынке остается множество неразрешенных проблем. Главной из них является недостаточная проработанность вопроса в юридическом отношении. Например, наше законодательство не предусматривает заключение договора франшизы: официально партнеры могут сотрудничать на основании договора коммерческой концессии, не являющегося тождественным франчайзинговому соглашению. Это в свою очередь ведет к ряду ненужных сложностей при запуске собственной сети.